Ан-225

При разработке космического корабля многоразового использования
«Буран» потребовалось средство его доставки на космодром. Использование для
этого транспортных самолётов типа Ил-76,
Ан-22 или Ан-124 оказалось
невозможным. Частично проблему помог решить самолёт ВМ-Т,
но он не мог поднять полностью собранный «Буран». Тогда весной 1985 года
началась разработка тяжёлого транспортного самолёта Ан-225. В его создании
участвовали многочисленные проектные и научно-исследовательские организации
Советского Союза. Головной организацией по проекту стало ОКБ
им. О.К.Антонова.

Для сокращения сроков проектирования было решено максимально использовать
узлы и агрегаты самолёта Ан-124. Оборудование и компоновка пилотской кабины
также заимствованы от «Руслана». Так как планировалась перевозка крупногабаритных
грузов на внешней подвеске, оперение было решено сделать двухкилевым. При
сохранении поперечного сечения фюзеляжа его длина была увеличена на 7 м. В
целях сокращения массы конструкции от заднего грузового люка было решено
отказаться. Количество двигателей увеличено до 6. При этом был увеличен размах
крыла (увеличен центроплан, а консоли применены от Ан-124). Проектирование
заняло 3 года. Первый прототип был готов к концу ноября 1988 года. 3 декабря
были выполнены первые пробежки, а 21 декабря он впервые поднялся в небо (экипаж
лётчика-испытателя А.В.Галуненко). Весной 1989 года «Мрия» вместе с «Бураном»
демонстрировалась на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже.

Ан-225 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Крыло умеренной стреловидности (28° по линии хорд), четырёхлонжеронное.
Механизация крыла состоит из секционированных предкрылков, однощелевых
закрылков типа Фаулер и интерцепторов. Фюзеляж выполнен двухпалубным с
раздельной герметизацией палуб. Сечение фюзеляжа имеет вид восьмрки с
радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, мотогондолы,
створки шасси и заднего грузолюка выполнены из углепластика. Шасси 16-опорное
(2 передних опоры и 14 основных), имеет независимую подвеску опор и
индивидуальные механизмы их уборки. 4 передние основные стойки выполнены
поворотными. Силовая установка состоит из 6 турбовентиляторных двигателей
Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2
ВСУ ТА-12, расположенных в обтекателях шасси. Предусмотрена возможность
установки двигателей Роллс-Ройс «Трент-892» и Прэтт-Уитни PW-4098. Топливо
размещается в 13 крыльевых баках-кессонах. Фюзеляж имеет откидывающуюся
вверх носовую часть. Ширина салона позволяет размещать технику в два ряда.
Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью
5 т, 2 лебёдок (могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с
тянущим усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: кабина экипажа,
2 трёхместных купе со спальными местами для отдыха сменного экипажа, гардероб,
буфет, туалет, отсек РЭО, кабина сопровождающих грузы со своими буфетом,
гардеробом и туалетами. Герметизация кабин раздельная. Во всех кабинах может
поддерживаться плюсовая температура даже при разгерметизации. Работа всех
основных систем самолёта контролируется 34 бортовыми процессорами. Система
управления самолётов включает электрогидравлическую систему штурвального
управления с 4-кратным резервированием и электродистанционную сстему
управления механизацией крыла с 2-кратным резервированием. Пилотажно-навигационный
и радиотехнический комплексы обеспечивают самолётовождение в автоматическом
и ручном режимах на всех этапах полёта.

Читайте также  Су-37

22 марта 1989 года экипаж во главе с А.В.Галуненко на Ан-225 установил
в одном полёте сразу 109 мировых рекордов. В мае 1990 года с помощью Ан-225
из Челябинска в Якутию был доставлен бульдозер Т-800 массой более 100 т.
К 2004 году количество рекордов достигло 240.

С распадом СССР ни «Буран», ни «Мрия» стали никому не нужны. В 1994
году Ан-225 был поставлен на прикол на аэродроме ОКБ им. О.К.Антонова в
Гостомеле. Но растущие грузовые авиаперевозки в мире, рост спроса на самолёты
сверхбольшой грузоподъёмности привели к возрождению программы. Работы по
возвращению Ан-225 в небо начались в августе 2000 года. 9 апреля 2001 года
обновлённая «Мрия» вновь поднялась в небо. В июле самолёт демонстрировался
на международном авиакосмическом салоне в Жуковском. В России и на Украине
разрабатываются проекты воздушного старта космических аппаратов с использованием
в качестве носителя самолёта Ан-225. Разрабатывается также авиационный
морской поисково-спасательный комплекс, состоящий из Ан-225 и экраноплана
«Орлёнок».

Фотографии Ан-225 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-225 — прототип. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 21 декабря 1988 года.
  • Ан-225-100 — гражданский транспортный самолёт. Отличается составом оборудования,
    усиленным полом грузовой кабины. Переоборудован из первого прототипа. Первый
    полёт 9 апреля 2001 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-18Т
Взлётная тяга, кгс 6х23400
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

88,4

84,0

18,1
Площадь крыла, м2 905
Габариты грузовой кабины, м:

длина

ширина (по полу)

высота

43,3

6,4

4,4
Масса, т:

пустого

взлётная максимальная

250

600
Масса коммерческой нагрузки, т:

максимальная

моногруза

250

200
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

865

700-850
Дальность полёта, км

с грузом 200 т

с грузом 150 т

перегоночная

4500

7000

15000
Практический потолок, м 9000
Длина разбега, м

пробега, м

3000

Экипаж, чел. 7

Литература

  1. Барановский А. Возвращение «Мрiи» // Самолёты мира. — 2000. — №3. — С. 14-15.
  2. Военная авиация. — Кн. 2. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 122-123.
  3. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 127-134.
  4. Сердюк И. Необычная роль «Мрии». // Крылья Родины. — 1991. — № 12. — С. 4.
  5. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 211-214.
  6. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 163-167.