Ан-124

21 июля 1966 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№564-180, в котором авиационной промышленности ставилась задача повышения
грузоподъёмности военно-транспортных самолётов до 100-120 т. Проектные работы
по этой теме были развёрнуты на Киевском механическом
заводе под руководством главного конструктора А.Я.Белолипецкого. В начале
70-х годов Министерству Обороны было представлено 3 проекта тяжёлых транспортных
самолётов: «122», «124» и «126». Военные остановили свой выбор на самолёте «124»,
обеспечивавшем транспортировку почти всей номенклатуры отечественной боевой
техники. В КБ проект получил наименование «изделие 200». В 1973 году построен
полноразмерный маакет, но применённые в проекте технические решения ещё не
позволяли выйти на заявленные характеристики.

В 1976 году О.К.Антонов принял решение о полной переработке проекта. В
январе 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №79-23, утвердившее
решение Генерального конструктора и содержащее новые требования к самолёту.
Новый проект получил обозначение «изделие 400». Чтобы обеспечить должный
технический уровень проекта была разработана (впервые в СССР) и реализована
комплексно-целевая программа, предусматривавшая улучшение всех составляющих
эффективности самолёта (аэродинамика, прочность, весовая культура, удельные
характеристики силовой установки, трудоёмкость обслуживания и т.д.). Эта
программа не только позволила создать Ан-124, но и дала толчок развитию всей
авиапромышленности. В реализации КЦП-124 участвовали специалисты ЦАГИ, десятков
предприятий и организаций различных министерств и ведомств. Координацию работ
осуществлял П.В.Балабуев, а общее руководство — сам Антонов.

При разработке проекта было рассмотрено 540 вариантов компоновки, 36
вариантов крыла, 13 вариантов шасси, продуто в аэродинамической трубе 185
моделей. Были разработаны крупногабаритные панели крыла и планёра, новые
конструкционные материалы, высокоэффективный крепёж. Впервые на крупном
самолёте была применена электродистанционная система управления и бортовая
автоматизированная система контроля. Для отработки компоновки и габаритов
грузового салона также впервые был построен специальный стенд погрузки-выгрузки.
Бортовые системы отрабатывались на 44 натурных и экспериментальных стендах.
Стендовые испытания в общей сложности заняли 135000 часов, но позволили
сократить программу лётных испытаний Ан-124 на 100 полётов.

Первый прототип был изготовлен на Киевском авиазаводе (для этого был построен
специальный корпус). Крылья были изготовлены в Ташкенте и доставлены в Киев
при помощи специально переоборудованного Ан-22.
Двигатели изготавливались в Запорожье, ВСУ — в Ступино, гидравлика — в
Москве и Харькове. Всего для изготовления комплектующих было задействовано
около 100 заводов. 24 октября 1982 года в торжественной обстановке прототип
выкатили из сборочного цехаю. Первый полёт состоялся 24 декабря с аэродрома
Святошино (экипаж лётчика-испытателя В.И.Терского), но ещё до полёта на
борту самолёта появилось имя «Руслан». В ноябре 1983 года начались Государственные
испытания, в которых участвовали лётчики ОКБ и НИИ ВВС. В конце 1984
года к программе испытаний присоединился второй лётный (ещё один самолёт
использовался для статических испытаний) прототип.

Читайте также  Ка-115

Серийное производство Ан-124 организовано на Киевском
и Ульяновском авиазаводах в 1985 году. В июне 1985 года первый Ан-124
демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже. В декабре того
же года состоялся первый полёт в интересах народного хозяйства (из
Владивостока в Якутию доставлен самосвал фирмы «Юклид» массой 152 т).
Госиспытания продолжались до декабря 1986 года. Затем в течение трёх
лет проводились специальные испытания по определению характеристик
самолёта в условиях облединения, при полёте в плотных боевых порядках,
по возможности десантирования людей и грузов. Весной 1988 года Ан-124
впервые совершил посадку на ледовый аэродром на о. Грэм-Белл (Земля
Франца-Иосифа). 28 марта 1991 года Ан-124 принят на вооружение ВТА.
С января 1990 по декабрь 1992 года были проведены испытания на соответствие
нормам лётной годности. 30 декабря 1992 года на Ан-124-100 получен
Сертификат лётной годности от Авиарегистра МАК.

Ан-124 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана
с высоко расположенным крылом. Крыло стреловидное (28° по линии хорд)
четырёхлонжеронное. Консоли крыла неразъёмные. Механизация крыла состоит из
секционированных предкрылков, однощелевых закрылков типа Фаулер и интерцепторов.
Фюзеляж выполнен двухпалубным с раздельной герметизацией палуб. Сечение
фюзеляжа имеет вид восьмрки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная.
Обтекатели, мотогондолы, створки шасси и заднего грузолюка выполнены из
углепластика. Шасси 12-опорное (2 передних опоры и 10 основных), имеет
независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки. Для облегчения
погрузки техники самолёт может «приседать». Силовая установка состоит из 4
ТРДД Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2 ВСУ ТА-12. Топливо
размещается в 13 крыльевых баках-кессонах. Фюзеляж имеет 2 грузовых люка:
традиционный хвостовой и откидывающаяся вверх носовая часть. Ширина салона
позволяет размещать технику в два ряда. На грузовом полу имеется 365 швартовочных
узлов. Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью
5 т, 2 лебёдок (могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с тянущим
усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: кабина экипажа, 2 трёхместных
купе со спальными местами для отдыха сменного экипажа, гардероб, буфет, туалет,
отсек РЭО, кабина сопровождающих грузы на 20 мест со своими буфетом, гардеробом
и туалетами. Герметизация кабин раздельная. Во всех кабинах может поддерживаться
плюсовая температура даже при разгерметизации.

Самолёт Ан-124 предназначен для перевозки самоходной техники, грузов в
контейнерах и на поддонах. Предусмотрена возможность десантирования грузов
на платформах П-7 и П-15, техники на платформах ПРСМ-925, спасательных катеров
«Гагара». Может выполнять полёты на всех географических широтах, в любое
время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Читайте также  Т-101СХ ''Росток''

В феврале 1987 года самолёт начал поступать на вооружение ВТА (два полка 12 Мгинской
втад). За время военной службы Ан-124 неоднократно привлекались для решения военных
и гражданских задач. В декабре 1988 года 9 самолётов 566 втап перевезли 2058 т
грузов для пострадавших от землятресения в Армении. Во время войны в Чечне на
«Русланах» было выполнено несколько десятков самолёто-вылетов. С их помощью в
Центральную Африку доставлялись военнослужащие ООН и грузы из Франции. В 1990
один Ан-124 участвовал в эвакуации беженцев из Ирака и Кувейта (по 450 чел. за рейс).
В 1991 году из Дюссельдорфа (Германия) в Дели (Индия) был перевезён генератор
фирмы «Сименс» массой 135,2 т (эта операция занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»).
9 мая 1995 года 2 Ан-124 участвовали воздушном параде в Москве в честь 50-летия
Победы. 28 июля 1996 года Ан-124 №02-04 пролетел над Невой во время празднования
300-летия Российского флота.

На «Руслане» установлено 30 международных авиационных рекордов. 26 июля 1985 года
экипаж Терского установил в одном полёте сразу 21 мировой рекорд. Среди них
абсолютный: подъём груза 171,219 т на высоту 10750 м (предыдущий результат,
установленный американцами на C-5A, был 111,461 т на высоту 2000 м). В мае
1987 года смешанный экипаж (испытатели и военные) под командованием Терского
совершил беспосадочный перелёт вдоль границ СССР протяжённостью 20151 км за
25 ч. 30 мин., перекрыв достижение B-52H (18245,5 км). 1 декабря 1990 года
лётчики 235 втап совершили кругосветный перелёт (с промежуточными посадками)
по маршруту Австралия — Южный полюс — Северный полюс — Австралия (50005 км
за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости.

Производство «Русланов» было приостановлено в 1994 году и возобновлено
только спустя 10 лет. На 2004 год построено 53 самолёта Ан-124 различных
модификаций (19 в Киеве и 34 в Ульяновске), ещё 2 недостроенных стоят в
цеху завода «Авиастар». В процессе эксплуатации самолёты постоянно дорабатываются.
В настоящее время «Русланы» находятся на вооружении 61 ВА (566 втап) и
эксплуатируются гражданскими авиакомпаниями России и Украины («Авиалинии
Антонова», «Волга-Днепр», «Полёт», планирует «Атлант-Союз»). Поставляется
на экспорт в Ливию (2 самолёта), ОАЭ (1). Заключён контракт о предоставлении
в лизинг ВВС Великобритании 4 самолётов Ан-124-210.

Фотографии Ан-124 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-124 — военно-транспортный самолёт. Изготовлено 45 самолётов.
  • Ан-124-100 — гражданский транспортный самолёт. Отличается двигателями Д-18Т
    третьей серии и отсутствием специального военного оборудования. Выпускается
    с 1990 года в Киеве и с 1993 года в Ульяновске. Изготовлено 7 самолётов. Ещё
    15 самолётов переобрудовано из ранее выпущенных Ан-124.
  • Ан-124-100ВС — носитель ракетно-космического комплекса «Воздушный старт».
    В 1998-2000 годах переоборудовано 4 Ан-124.
  • Ан-124-100М — с сокращённым до 4 человек экипажем. Отличается двигателями Д-18Т
    четвёртой серии, составом оборудования. Максимальная грузоподъёмность 150 т.
    Взлётная масса увеличена до 402 т. Разработан в 1996 году.
  • Ан-124-102 — с сокращённым до 3 человек экипажем (проект).
  • Ан-124-111 — модернизированный (проект). Отличается составом БРЭО и двигателями
    Д-18Т серии 3М.
  • Ан-124-130 — с двигателями CF6-80 американской фирмы «Дженерал Электрик» (проект).
  • Ан-124-200 — с двигателями СF6-80C2.
  • Ан-124-210 — с двигателями Роллс-Ройс RB211-524H-T. Экипаж сокращён до 3 человек.
  • Ан-124-300 — модернизированный (проект).
  • Ан-124FFR — пожарный (проект).
Читайте также  Т-505 'Стрекоза''

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-18Т
Взлётная мощность, л.с. 4х23400
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

73,3

69,1

20,08
Площадь крыла, м2 628,5
Габариты грузовой кабины, м:

длина (без рампы)

ширина по полу

высота

36,6

6,4

4,4
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

175



392
Запас топлива, т 213,74
Масса коммерческой нагрузки, т:

максимальная

перегрузочная

120

150
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

865

800-850
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой

перегоночная

4500

16500
Практический потолок, м 9500
Длина разбега, м

пробега, м

2520-3000

900
Экипаж, чел. 7

Литература

  1. Ан-124 «Руслан» // Вестник воздушного флота. — 1996. — №5. — С. 21.
  2. Балабуев П.В. Крылатый сверхгрузовик Ан-124 // Крылья Родины. — 1986. — №№ 1-2.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 35-40.
  4. Васильев Н. Русский лайнер «Ан»: О самолёте Ан-124 // Крылья Родины. — 1998. — №9. — С. 1-3.
  5. Военная авиация. — Кн. 2. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 119-121.
  6. Заярин В.М., Совенко А.Ю., Краснощёков А.Н. «Ты, как из сказки богатырь…» // Авиация и Время. — 2000. — №1. — С. 4-20, 37-40.
  7. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 102-126.
  8. Казьмин В. Кругосветка «Руслана» после грома оркестров // Крылья Родины. — 1991. — №4. — С. 12-14.
  9. Стратегический военно-транспорный самолёт Ан-124 «Руслан» // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 39-40.
  10. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 206-210.
  11. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 151-163.