АЛ-7Ф

Разработка турбореактивного двигателя второго поколения
АЛ-7 началась в ОКБ им. А.М.Люльки в 1952 году. Основной проблемой при
проектировании было создание высоконапорного компрессора. Совместно с
ЦИАМ были проведены предварительные работы по изготовлению и отработке
экстримального 8-ступенчатого компрессора. ТР-11 со степенью повышения
давления равной 7. В 1952 году в ЦИАМ и ЦАГИ были получены экспериментальные
характеристики нескольких типов сверхзвуковых ступеней компрессора.
При этом удалось достичь степени сжатия 10 (впервые в мире). Так как
опыта создания подобных двигателей не было, сверхзвуковые ступени были
мало изучены, потребовалось длительная доводка компрессора. При проектировании
теплонапряжённой камеры сгорания и газовой турбины, работающей при высоких
температурах с большими теплоперепадами на одной ступени, решались вопросы
стабилизации процесса горения в камере, достижения оптимального поля температур
газа перед турбиной, охлаждения конструкции и др.

В марте 1953 года были изготовлены первые образцы АЛ-7. В августе 1955
года начались 100-часовые государственные испытания двигателя. Дальнейшие
работы были связаны с совершенствованием узлов двигателя и повышением
энергонапряжённости путём сжигания дополнительного топлива за турбиной.
С форсажной камерой двигатель получил обозначение АЛ-7Ф-1. Его серийное
производство началось в 1959 году. В 1960 году проведены 100-часовые
государственные испытания АЛ-7Ф-1.

АЛ-7Ф состоит из осевого 9-ступенчатого одновального компрессора, кольцевой
камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой турбины, форсажной
камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования
и противооблединения. Форсажная камера прямоточная с разделением потока газа
на две части — малого и большого контура, с кольцевыми стабилизаторами пламени
и противовибрационным экраном. Сопло регулируемое, двухпозиционное, снабжено
24 створками. Для подачи топлива в форсажную камеру установлен специальный
агрегат.

Двигатели семейства АЛ-7 длительное время эксплуатировались на отечественных
самолётах.

Читайте также  ПС-90

Модификации:

  • АЛ-7 — прототип. Отличался коническим нерегулируемым соплом. Изготовлен в
    марте 1953 года.
  • АЛ-7ПБ — безфорсажный. Вместо форсажной камеры установлено жёсткое нерегулируемое
    реактивное сопло. Выпускался с 1961 года. Устанавливался на Бе-10, Ту-110.
  • АЛ-7Ф-1 — первый серийный вариант. Отличался прямоточной форсажной камерой.
    Выпускался с 1959 года. Устанавливался на Су-7, Су-7Б.
  • АЛ-7Ф-2 — модернизированный. Отличался новыми второй ступенью турбины, восьмой
    и девятой ступенями компрессора, увеличенной форсажной камерой. Выпускался с
    1960 года. Устанавливался на Су-9, Су-11.
  • АЛ-7Ф-4 — форсированный. Выпускался с 1962 года.
  • АЛ-7ФК — короткоресурсный для ракеты Х-20М. Отличался
    сужающимся соплом, регулятором оборотов, расширенным сопловым венцом турбины,
    лопатками из сплава ЭИ-867. Выпускался с 1958 года.

Технические харктеристики

АЛ-7Ф-1 АЛ-7Ф-2
Габариты, мм:

длина

максимальный диаметр
6630

1250
6650

1300
Масса, кг 2010 2100
Удельный расход топлива, кг/Н ч:

на форсажном режиме

на крейсерском режиме
0,204

0,093
0,204

0,091
Расход воздуха через компрессор, кг/с 114 115
Степень повышения давления в компрессоре 9,1 9,3
Температура газа перед турбиной, °C 930 930
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже
6800

9600
7500

Частота вращения ротора, об/мин.
Ресурс, час.

Литература

  1. Авиация. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1994. — С. 49-50.