АЛ-31Ф

Турбореактивный двигатель АЛ-31Ф («изделие 99») разработан
в 70-х годах на Московском машиностроительном производственном предприятии
«Салют» под руководством генерального конструктора В.М.Чепкина для самолёта
Су-27 и его модификаций. Серийное производство
организовано в 1981 году на Уфимском машиностроительном производственном
объединении.

АЛ-31Ф представляет собой двухвальный двухконтурный турбореактивный
двиатель со смещением потоков за турбиной. Двигатель имеет модульную
конструкцию. Он состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления
с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с
центральной коробкой приводов, 10-ступенчатого компрессора высокого давления
с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой
камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления,
одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры
и сверхзвукового реактивного сопла. Двигатель имеет верхнее расположение
агрегатов. Маслосистема замкнутая. Запуск осуществляется от воздушного
стартера. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется
на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.

Модификации:

  • АЛ-31К — двигатель для палубного самолёта Су-33.
    Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной
    антикоррозионной защитой.
  • АЛ-31СТ — двигатель для газоперекачивающих станций.
  • АЛ-31Ф — базовый. Устанавливается на Су-27, Су-27УБ,
    Су-30, Су-34,
    Су-35.
  • АЛ-31ФM1 — модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс.
  • АЛ-31ФM2 — форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором
    низкого давления.
  • АЛ-31ФM3 — форсированный.
  • АЛ-31ФН — с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.
  • АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) — с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса
    увеличена на 110 кг, длина — на 0,4 м. Устанавливался на Су-33УБ,
    Су-37.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина

диаметр

высота

4945

910

1240
Масса, кг 1530
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:

на максимальном режиме

на форсаже

на крейсерском режиме

0,75

1,96

0,666
Степень двухконтурности 0,571
Расход воздуха через компрессор, кг/с 112
Степень повышения давления в компрессоре 23
Температура газа перед турбиной, °C 1387
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

7850

12500
Частота вращения ротора, об/мин.
Ресурс, час.
Читайте также  Д-236

Литература

  1. Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ. // Авиация и космонавтика. — 1998. — № 11-12. — С. 15-19.
  2. Уфимские моторы. // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 21-22.
  3. Фомин А. Су-27. — М.: «Гончар», «Полигон», 1993. — С. 14-16.
  4. Чепкин В.М. Шедевр двадцатого века // Двигатель. — 2000. — №3. — С. 12-13.
  5. Язов Г. Первенец авиационного двигателестроения. // Крылья Родины. — 1996. — №6. — С. 30.