Турбореактивный двигатель АЛ-31Ф («изделие 99») разработан
в 70-х годах на Московском машиностроительном производственном предприятии
«Салют» под руководством генерального конструктора В.М.Чепкина для самолёта
Су-27 и его модификаций. Серийное производство
организовано в 1981 году на Уфимском машиностроительном производственном
объединении.
АЛ-31Ф представляет собой двухвальный двухконтурный турбореактивный
двиатель со смещением потоков за турбиной. Двигатель имеет модульную
конструкцию. Он состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления
с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с
центральной коробкой приводов, 10-ступенчатого компрессора высокого давления
с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой
камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления,
одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры
и сверхзвукового реактивного сопла. Двигатель имеет верхнее расположение
агрегатов. Маслосистема замкнутая. Запуск осуществляется от воздушного
стартера. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется
на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.
Модификации:
-
АЛ-31К — двигатель для палубного самолёта Су-33.
Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной
антикоррозионной защитой. - АЛ-31СТ — двигатель для газоперекачивающих станций.
-
АЛ-31Ф — базовый. Устанавливается на Су-27, Су-27УБ,
Су-30, Су-34,
Су-35. - АЛ-31ФM1 — модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс.
-
АЛ-31ФM2 — форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором
низкого давления. - АЛ-31ФM3 — форсированный.
- АЛ-31ФН — с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.
-
АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) — с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса
увеличена на 110 кг, длина — на 0,4 м. Устанавливался на Су-33УБ,
Су-37.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина |
4945 910 1240 |
Масса, кг | 1530 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:
на максимальном режиме |
0,75 1,96 0,666 |
Степень двухконтурности | 0,571 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с | 112 |
Степень повышения давления в компрессоре | 23 |
Температура газа перед турбиной, °C | 1387 |
Тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
7850 12500 |
Частота вращения ротора, об/мин. | — |
Ресурс, час. | — |
Литература
- Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ. // Авиация и космонавтика. — 1998. — № 11-12. — С. 15-19.
- Уфимские моторы. // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 21-22.
- Фомин А. Су-27. — М.: «Гончар», «Полигон», 1993. — С. 14-16.
- Чепкин В.М. Шедевр двадцатого века // Двигатель. — 2000. — №3. — С. 12-13.
- Язов Г. Первенец авиационного двигателестроения. // Крылья Родины. — 1996. — №6. — С. 30.