В конце 40-х годов В.М.Мясищев (в то время профессор МАИ)
подал в правительство научнообоснованное предложение о создании стратегического
бомбардировщика СДБ с дальностью полёта 11-12 тыс.км. 24 марта 1951 года
СМ СССР назначил его главным конструктором воссозданного после закрытия
ОКБ-23 МАП. В июне были утверждены тактико-технические
характеристики самолёта «25» (обозначение КБ — «23», позже — «103»). Первый
прототип был построен к ноябрю 1952 года. 20 января 1953 года экипаж Ф.Ф.Опадчего
впервые поднял самолёт «М» («103») в воздух. 15 апреля 1954 года начались
государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение
М-4. 1 мая самолёт принял участие в воздушном параде над Красной площадью.
Вскоре началось его серийное производство на заводе №23 в Филях.

Во время проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое
число моделей. В результате удалось создать относительно лёгкое с гибкими
концевыми частями стровидное (35° по линии четверти хорд) крыло кессонной
конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части
разместили 4 двигателя АМ-3А конструкции А.А.Микулина (самые мощные на
тот момент), каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное
влияние при работе на различных режимах, включая остановку и запуск. Для
отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа и хвостового оперения их
развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях на 4°. Шасси было
выбрано велосипедное с передней «вздыбливающейся» тележкой и боковыми стойками
на концах крыла.

Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб
— 9000 кг (ядерных — 4000 кг). Бомботсек расположен в центре масс самолёта.
Вместо бомб под крылом могли подвешиваться 4 ракекты большой дальности.
Прицельное бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4. Бомбардировщик
имел мощное оборонительное вооружение — шесть автоматических пушек
АМ-23, размещенных попарно в трёх поворотных
установках на фюзеляже сверху, снизу и в хвосте. Для управления стрельбой
служил радиоприцел «Аргон». Имелась система обнаружения излучения РЛС
противника и станция создания активных помех СПС-2. Экипаж размещался в
двух гермокабинах. Катапультирование производилось через люки вниз.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Так как
не удалось достич требуемой дальности полёта с 5-тонной бомбовой нагрузкой,
на нём установили более мощные двигатели РД-3М (позже РД-3М-500А). 6 июля
1954 года вышло Постановление СМ СССР №1428-642 о радикальной модернизации
М-4. Новый самолёт получил обозначение М-6 (обозначение КБ — «36»). На нём
были установлены новые двигатели ВД-7 конструкции
В.А.Добрынина, отличавшиеся большей тягой при меньшем удельном расходе топлива.
Аэродинамическое качество самолета возросло за счёт установки нового крыла
увеличенного размаха и горизонтального оперения с улучшенными характеристиками.
Конструкция планера была облегчена, запас топлива увеличен. Эскизный проект
был представлен в сентябре 1954 года. 30 октября 1955 года была завершена
сборка первого прототипа (с 2 двигателями ВД-7 и 2 АМ-3А). 27 марта 1956
года экипаж во главе с лётчиком-испытателем М.Л.Галлаем впервые поднял его
в небо. Государственные испытания начались в январе 1958 года и проводились
на 2 прототипах и 3 серийных самолётах. Позже обозначение М-6 было заменено
на 3М (заводское — «201»).

Читайте также  Ил-28

Серийное производство продолжалось до 1960 года. Всего было выпущено 125
самолётов М-4 и 3М различных модификаций (включая статические экземпляры).
Все самолёты поступили на вооружение специально созданной в 1954 году 201
тбад (в составе 79, 1096 и 1230 тбап). Специально для М-4 был переоборудован
аэродром в Энгельсе. Первый М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года.
В мае 1957 года получены первые 3М. Позже на аэродроме Украинка была сформирована
73 тбад (40 гв.тбап и переданный 79 тбап), оснащённая бомбардировщиками 3М.
Первый сброс ядерной бомбы с борта 3М состоялся в 1962 году на Новой Земле.
Во время Карибского кризиса полки 201 тбад несли боевое дежурство на
аэродроме в Шауляе.

Бомбардировщики 3М стояли на вооружении до 1985 года, после чего были
уничтожены в соответствии с советско-американским договором о сокращении
стратегических наступательных вооружений. Дольше всего в строю оставались
самолёты-заправщики — до марта 1994 года. В настоящее время 2 самолёта (3МД
и 3МС-2) являются экспонатами музея ВВС в Монино, один установлен на аэродроме
Дягилево (Рязань).

Фотографии 3М можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • «М» («103») — первый прототип. Изготовлен в 1952 году. Первый полёт 20 января
    1953 года.
  • «ДМ» — второй прототип, доработанный. Отличался полным комплектом оборудования
    и вооружения, механизмом «вздыбливания». Первый полёт в январе 1954 года.
  • 2М («28») — высотный (проект). Отличался установкой 4 двигателей ВД-5 на
    разнесённых пилонах под крылом.
  • 3М («36», «изделие 201», М-6) — с увеличенной дальностью полёта. Отличался
    двигателями ВД-7 и крылом увеличенного размаха. Первый полёт 27 марта 1956
    года. В 1956-1960 годах изготовлено 74 самолёта. Принят на вооружение в 1958
    году.
    • 3МН (3МН-1) — бомбардировщик с двигателями ВД-7Б. Изготовлено 30 самолётов.
      В 60-х годах часть самолётов переоснащена двигателями РД-3М-500.
    • 3МС (3МС-1) — бомбардировщик с двигателями РД-3М-500А. Отличался отсутствием
      подкрыльевых держателей ПТБ. Изготовлено 40 самолётов.
  • 3М-5 — носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году.
    Переоборудован 1 3МН-1.
  • 3М-М — летающая лодка (проект). Разработан в 1960 году.
  • 3М-П — заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
  • 3М-Т — танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
  • 3МД (М-6К-14) — доработанный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался
    двигателями ВД-7Б, крылом увеличенной площади, изменённым составом оборудования.
    Первый полёт 25 ноября 1959 года (экипаж Б.М.Степанова). В 1959-1960 годах
    изготовлено 10 самолётов (планировалось 60). Впервые показан на выставке в
    Домодедове в 1967 году.
  • 3МЕ — высотный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался конструкцией
    носовой части фюзеляжа, двигателями РД-7П, РЛС «Рубин-1». В 1959 году
    переоборудован 1 3М. Первый полёт в марте 1959 года. Планировалась постройка
    60 самолётов.
  • 3МН-2 — заправщик на базе 3МН. Переоборудование
    бомбардировщиков 3МН в заправщики началось в конце 70-х годов.
  • 3МР — дальний морской разведчик (проект). Разработан в 1964 году.
  • 3МС-2 (М-6С-2) — заправщик на базе 3МС. Переоборудование
    бомбардировщиков 3МС в заправщики началось в конце 70-х годов.
  • 103М — рекордный. Представлял собой М-4 с двигателями ВД-7.
  • 201М — рекордный вариант 3М. В 1959 году на нём установлено 19 мировых
    рекордов.
  • ВМ-Т «Атлант» («3-35», 3М-Т) — транспортный. Предназначен
    для перевозки крупногабаритных грузов на фюзеляже. Отличается удлинённым
    фюзеляжем, двухкилевым оперением, двигателями ВД-7М, усиленным шасси. В 1980
    году переоборудовано 3 самолёта.
  • М-4 «Молот» («изделие 103», 2М) — стратегический бомбардировщик. В 1953-1957
    годах изготовлено 32 самолёта. Принят на вооружение в 1954 году.
  • М-4А — опытный с системой дозаправки в воздухе. Разработан совместно с
    ОКБ С.М.Алексеева. Изготовлен в 1955 году.
  • М-4К («25К») — ракетоносец (проект).
  • М-4-2 — заправщик на базе М-4. Отличался дополнительным
    топливным баком в бомбоотсеке на 3600 л и наличием комплексного агрегата
    заправки. Начиная с 1958 года все ранее выпущенные М-4 переоборудованы в
    заправщики.
  • М-4Р-2, 3МНР, 3МСР-2 — доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42,
    РСБН-2с, ДИСС-1).
  • М-6П («29П», М-29) — пассажирский (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного
    диаметра с салоном на 170-180 мест. Разрабатывался в 1955 году.
  • М-6Т («29Т») — транспортный (проект). Разрабатывался в 1956 году.
Читайте также  Ту-22

Лётно-технические характеристики

М-4 3МС 3МД
Двигатели АМ-3А ВД-7 РД-3М-500А ВД-7Б
Взлётная тяга, кгс 4х8750 4х11000 4х10500 4х9500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

50,526

47,665

11,45
53,14

48,76

11,5
53,14

51,7

11,5
53,14

51,7

11,5
Площадь крыла, м2 326,35 351,78 351,78 351,78
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

посадочная

79,7

131,5

184

105
74,43

140,9

202

105
75,74

140,9

192

105
76,8

145,6

203

105
Запас топлива, л 132390 123600 123600 123600
Масса бомбовой нагрузки, т 18 24 24 24
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

максимальная на высоте

крейсерская

взлётная

посадочная

670

930

800

300

210
690

940

850

310

210
690

925

850

310

210
700

925

850

310

210
Дальность полёта максимальная, км:

без дозаправки

с дозаправкой

8100

12000

15400
9400

12400
10950

13600
Практический потолок, м 12500 12150 12150 12250
Длина разбега, м

пробега, м

2610

1470
2800

1650
2800

1650
3000

1700
Экипаж, чел. 8 7 7 7
Пушечное вооружение 6хАМ-23 6хАМ-23 6хАМ-23 6хАМ-23

Литература

  1. Воронов С. Монинский «стиляга» // Авиация и Время. — 2003. — №5. — С. 39.
  2. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 3-39.
  3. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 11-21.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 27.
  5. Мороз С.Г. Мясищев М-4/3М. — Киев: «Архив-Пресс», 1999.
  6. Мороз С.Г. Ревущий зверь // Авиация и Время. — 2003. — №5. — С. 4-17, 32-38.
  7. Опадчий Ф.Ф. Пять секунд риска: Самолёт М-4 глазами испытателя // Крылья Родины. — 1996. — №2. — С. 29-31.
  8. Подольный Е. «Бизон» не вышел на тропу войны… // Крылья Родины. — №№ 12/95, 1/96.
  9. Тяжёлые блмбардировщики / Под ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. — 1998. — Вып. 5. — С. 34-40.